Проблема сохранения и развития народного танца и музыки чамского народа во Вьетнаме

 

УДК: 930.85

 

Проблема сохранения и развития народного танца и

музыки чамского народа во Вьетнаме

The problem of preservation and development of folk dance and

music of the Cham people in Vietnam

Фан Куог Ань, Р.Р.Мухаметзянов

Phan Quốc Anh, R.R. Muhametzyanov

 


Аннотация. Культура этнического меньшинства входящая в состав многонациональных государств способствует созданию более гармоничного общества. Но вместе с тем она вынуждена прилагать усилия, чтобы не исчезнуть в национальной культуре. Особенно это актуально в наши дни, когда глобальные процессы стремятся унифицировать национальные системы. Чамский народ Вьетнама сохранил свою древнюю национальную культуру. Но в настоящее время остро стоит вопрос сохранения его нематериального наследия, которе подвергается негативным общемировым тенденция. Насколько успешно будет идти сохранение культурного наследия народа Чампа, будет зависить благополучие всего Вьетнама.

Ключевые слова и фразы: история культуры Чампы, Вьетнам, традиционная музыка, традиционный танец, сохранение культурного наследия, чамы, современная хореография.

 

Abstract. The ethnic minority culture of the multinational states contributes to the creation of a more harmonious society. But at the same time she is forced to make efforts not to disappear in the national culture. This is especially true nowadays, when global processes seek to unify national systems. The Cham people of Vietnam preserved their ancient national culture. But at the present time the issue of preserving its intangible heritage, which is subject to negative global trends, is acute. How successful the preservation of the cultural heritage of the Champa people will go will depend on the well-being of the whole of Vietnam.

Keywords: history of Champa culture, Vietnam, traditional music, traditional dance, preservation of cultural heritage, chamas, modern choreography.

 

1.      ВВЕДЕНИЕ

          В современной историографии термином Чампа (Тямпа, Тьямпа) принято называть древнюю страну, которая находилась на территории современного Центрального Вьетнама. [1, С.7] К этому времени население страны сформировало свою самобытную культуру, которая начиная с III века, познакомилась и приняла религии из Индии (индуизм и буддизм), а позднее и ислам.

В XV веке территория древней страны стала частью Вьетнама, а чамы (тямы) одной из 54 этнических групп. По данным переписи населения в 2009 году во Вьетнаме, чамский народ насчитывается 161.729 человек / 95 миллионов населения Вьетнама, проживающих в некоторых провинциях на юге центрального и южного Вьетнама [2].

Невзирая на бурное историческое прошлое чамы сохранили богатое и разнообразное художественное наследие. Это и каменные скульптуры, и храмовые комплексы, которые имеют статус не только национального исторического памятника, но Всемирного культурного наследия. Помимо материального культурного наследия сохранилась и нематериальное наследие народа чамы. Чамский народный танец и музыка являются одним сокровищ современного Вьетнама, которые несут в себе не только коренную культуру, но следы взиамодействия с другими культурами юго-восточной азии.

Сегодня в условиях стремительно развивающейся экономике Вьетнама и процесса глобализации мировой культры вновь стоит вопрос об изучении и сохранении культры Чампы.

 

2.      НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ И НАРОДНАЯ МУЗЫКА ЧАМСКОГО НАРОДА

Изначально народный танец и музыка были частью религиозного обряда, и они исполнялись во время религиозных праздников или общинно-семейных торжества. Такая тесная связь с религией и обрядом не способствовала их сохранению. Но после 1975 года когда была создана Социалистическая Республика Вьетнам, традиционное искусство народа чамы начинают изучать и развивать. Этому способствовало не только развитие науки, но и появление фестивалей на которых выступали танцевальные и хоровые коллективы.

Хотя основу народного искусства чамы и составляют ритуальные песни и музыка, тем не менее, она становится популярной. Этому способствует появление художественных трупп национальных чамских танцев и музыки, как например, в провинциях Нинь-Туан и Бин-Тхуан на юге Центрального Вьетнама, где проживает большинство чамцев.

Система музыкальных инструментов чамского народа относительна, богата и стала складываться еще в начале средних веков, о чем свидетельствует каменная скульптура Чампы. Чамская народная музыка весьма разнообразна и богата Центр культурологии провинции Нинь Хуан собрал, записал 75 ритмов барабанов “Ги - нанга”, барабанов “Ба – ра – нынг” и сотни народных песен и танцев.

Такое богатое музыкальное наследие стало возможным благодаря тому, что набор музыкальных инструментов достаточно общирен. В него входят:

Ударные: барабаны: Ба–ра–нынг, Ги–нанг (из дерева), Ченг (бронзовый), стучающий инструмент из камня, из бамбука, маленький барабан (Hagar);

Струнные: Каньи (инструмент эрху, две струны), Чампи (инструмент эрху, две струны);

духовые инструменты: труба Шаранай, выдувной инструмент Тува (из рога буйвола), выдувной инструмент Хенбау Тарахен, флейта из бамбука, длинная флейта, инструмент (Harpe).

Учитывая связь с религией практически каждыц инструмент символом тела Брахмы. Так труба Шаранай – символ головы Брахмы, барабан Ба-ра-нынг – символ живота Брахмы, два барабана выступают как символ двух ног Брахмы. Но связь с религией прослеживается не только на уровне музыкальных инструментах. Это можно проследить и песням. До наших дней дошли песни, которые исполняют баламонские монахи. Это ритуальные песни, которые попали в Чампу из Древней Индии. В их основе лежит «Самаведа», которая фактически является одной из четырех Вед. В ее основе лежит текст, который состоит преимущественно из гимнов, частей гимнов и стихов, предназначенных для использования во время религиозной церемонии. Так как текст составлен в стихотворной форме его можно петь, поэтому второе название этого текста «Веда песнопений». [3, С.158].

Нужно отметить, что чамские народные песни сохранили не только ритуальный репертуар. В них присутствует также тема любви, отношений между людьми и многие другие. В качестве примера можно привести такие популярные песни как: «Тхай май» («Кто придёт из далека»), «Айнитауло» («Я люблю тебя»), а также мелодии, такие как «dohdamdara» (пение типа ответа). Сохранились также длинные песни (Ariya), которые исполняются всю ночь.

Традиционный чамский народный танец развивается в течение длительного времени и обладает собственной неповторимой индентичностью. В чамской танцевальной системе, роль танцоры очень важны. В танце могут участвовать как мужчины (Онг Каинг), так и женщины: Мук Пачау (Muk Pajau) или Мук Рича (Muk Rija).

История формирования системы народных танцев чампы также глубину истории. Об этом нам свидетельствуют не только легенды Чампы, но также барельефы на стенах храмов и статуи, таких богов как Чакиеу (Tra Kieu), Апшара (Apsara), Шива (Shiva), Вишну (Vishnu). Наличие «танцующих скульптур богов» доказывает, что на формирование танца оказало влияние принятие религий из Индии. Таким образом, мы можем говорить, что танцевальная деятельность была связана в первую очередь с религиозным обрядом.

В обрядовой практике танец сопровождался музыкой и пением, и был привзан усилить молитвы к божествам. Народ Чампы сформировал систему священных танцев Риджа (Rija), которая состоит из:

Риджа Нугар (Rija Nugar): все деревенский чамский танец;

Риджа Пруанг (Rija Praung): большой танец;

Риджа Харей (Rija Haray): дневной танец;

Риджа Зау (Rija Dayaud): ночной танец.

Кроме этих танцев можно отметить общинные танцы, которые изначально имели также религиозный характер. В качестве примера можно привести: танец с веером (múa quạt), а также танцы Доапу (đoa pu). Если первый танец коллективный, то второй танец мог исполнять один человек. В этих танцах, как правило, участвовали женщины.

После 1975 года, художественная самодеятельность стало быстро развиваться, в том числе и среди этнических групп Вьетнама. Институт социальных наук Южного Вьетнама организует на регулярной основе исследовательские экспедиции, в рамках которых изучались не только чамские народные танцы, но и записались народные песни и музыку. В итоге были зафиксированы не только сами артефакты не материальной культуры, но и их составные части. Так удалось не только записать классический народный танец чампов, но зафиксировать основные движения рук, ног, лица и основные движения, включая Пизень (Pidien), Kaманг (Ka măng), Maрай (Marai), Бча (Btra), Хoaке (Hoa kê) и другие. [4]

Подобные исследования способствовали сохранению традиционного танца народа чамы. Появились профессоинальные творческие коллективы, которые начали их исполнения. Но исследовались не только танцы народа чамы, но и скульптурные композиции богов, барельефы на стенах храмов которые оказали влияние на современное танцевальное искусство. Так народный артист - хореограф Данг Хунг создал серию танцевальных представлений, таких как «Mua Quat», «Doa pu», «Khat vong» и «Uoc Mo». Хореограф - заслуженный артист Во Тхо Тхай также создал серию танцевальных представлений таких как: «Керамическая человеческая прелесть», «Огонь любовь», которые были поставлены профессиональной хареографической труппой и завоевали высокие призы на Национальном фестивале искусств.

Использование жестов, поз скульптуры богов и барельефные изображения для постановки танцев, безусловно, отвечают требованиями современной хареографией, но они, конечно же, не могут нам реконструировать то, как в те далекие века исполнялся данный танец. К тому же он, скорее всего, носил религиозный, а не светский характер. В любом случае чампская скульптура является прекрасным источником по истории хареографического искусства. Также нужно отметить, что необходимо для сохранения аутентичного танцевального произведения необходимо изучать и религиозную традицию и церемонии чамского народа.

 

3.      ТЕКУЩИЙ СТАТУС СБОРА, ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ТАНЦА ЧАМ

Провозглашение в 1975 году Социалистической Республике Вьетнам заложили хорошие основы для формирования и развития народных творческих трупп. Такие коллективы сложились и в чамских провинциях Нинь Тхуан и Бинь Тхуан, которые отталкиваясь от народного искусства, используя архивный материал, подняли народный танец на профессиональный уровень. Из этих коллективов появились такие народные артисты как: Данг Хунг, Во Тхо Тай, Тху Ван и многие другие. Здесь также нужно упомянуть и таких компазиторов как: Vi Nhat Tao, Amu Nhan, Hoai Son, Phan Quoc Anh, которые сохранили и популязировали музыку и песни народа чамы.

В результате сейчас мы имеем чамскую музыку (Cham music), чамские танцы (Cham dance), которые воспринимаются неоднозначно. Такое отношение связано с тем, что сторонники традицонной культуры считают, что эти произведения не передают духа чамского народа, а являются стилизацией народного чамского искусства. Фактически речь идет о том, что в основе творчества этих коллективов нет фундаментальных исследований. Они считают, что более глубокое изучение культуры чамского народа позволит более достоверно передать не только костюм и текст, но и внутренюю суть танца и музыки. Особенно это касается изучения религиозной составляющей чамского народа.

В условиях быстро меняющегося мира данные призывы черезвычайно актуальны. Это связано не только с безвозвратной потеряй носителей нематериальной культуры и как следствие потерей всего культурного комплекса, а также еще и с размыванием этнических культур упрощеной, безликой глобализацией.

В целях сохранения нематериальной культуры чамского народа ее сторонники призывают не только изменить программу учебных заведений, введя в их программу изучение чамских танцев, песен и обучение игре на национальных иструментах. Но и усилить научное изучение нематериального наследия народа Чампы.

 

4.      ВЫВОД

Иссследователями культура рассматривается как важный элемент жизни общества, который развивается вместе со всеми государственными институтами. Трансформация, затрагивая один элемент общества, оказывает влияние на всю систему, в том числе на искусство. При этом возможны потери традиционных видов искусства. Но это ведет и к исчезновению его носителей, что негативно сказывается на стабильном развитии общества. Для того, чтобы этот процесс был приостановлен необходимо не просто стремиться сохранить традиционную культуру, но и активно ее изучать.

Традиционная музыка и танцы народа чамы, является не только частью культуры Вьетнама, но служит источником по древней истории данного региона. Она передает душу народа и его историю. Кроме того, культура чамского народа играет важную роль в построении и объединении духовной жизни. А также она способствует созданию прочной основы для дальнейшего развития гражданского многонационального общества Вьетнама.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров А. О. Политическая история Центрального Вьетнама во IIVIII вв.: Линьи и Чампа. – М.: Институт востоковедения РАН, НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», 2015. - 160 с.

2. Báo cáo kết quả Tổng điều tra dân số và nhà ở ngày 01/4/2009. NXB Chính trị quốc gia (http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=512&ItemID=10798). Режим доступа: свободный, 09.04.2018.

3. Hoàng Tâm Xuyên (chủ biên), (1999), Mười tôn giáo lớn trên thế giới, bản dịch của Dương Thu Ái và Phùng Thị Huệ, Nxb. Chính trị Quốc gia, Hà Nội.- 642 c.

4. Lê Ngọc Canh, Tô Đông Hải (1995). Nghệ thuật biểu diễn truyền thống Chăm, NXB Văn hóa Dân tộc, Hà Nội.- 360 c.

 

Фан Куог Ань, к.и.н. PhD (культурология)

Кафедра алтаистики и китаеведения
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

+79046733068; phanquocanhmusic@gmail.com

 

Мухаметзянов Рустем Равилевич, доцент, к.и.н.
Кафедра алтаистики и китаеведения

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
+79033442601;
rustemr@mail.ru

 

văn hóa học

Đăng nhận xét

Mới hơn Cũ hơn