мотивы декорировaния на чамских храмах Фан Куог Ань (Phan Quoc Anh)

 

мотивы декорировaния на чамских храмах

Фан Куог Ань (Phan Quoc Anh)

Аннотация

…………………………………..

Ключевые слова и фразы: история культуры Чампы, Вьетнам, индуизма, искуство, Храм, Украсьте, скульптур



1.      ВВЕДЕНИЕ

            В современной историографии термином Чампа (Тямпа, Тьямпа) принято называть древнюю страну, которая находилась на территории современного Центрального Вьетнама. [1, С.7] Чампы, народ, говорящий на языке западной малайско - полинезийской группы австронезийский языковой семьи. В XV веке территория древней страны стала частью Вьетнама, а чамы (тямы) одной из 54 этнических групп.


С 3-го по 15-ое столетие жители Чампы (Чамы - Тьямы) получили индуизм, буддизм и ислам. В течение этого долгого времени, чамские архитеторы и художники построили много храмов индуизма. Несмотря на влияние индийской культуры, искуство архитектурa и скульптурa на храмах Чампы по-прежнему имеют свой собственный стиль. В науке до сих пор обсуждается вопрос о технике и о исскустве архитектора и скульптура на храмов Чампы.

Невзирая на бурное историческое прошлое чамы сохранили богатое и разнообразное художественное наследие. Это и каменные скульптуры, и храмовые комплексы, которые имеют статус не только национального исторического памятника, но Всемирного культурного наследия. Сегодня в условиях стремительно развивающейся экономике Вьетнама и процесса глобализации мировой культры вновь стоит вопрос об изучении и сохранении культры Чампы.

На протяжении всего процесса формирования, развития, чам люди оставили архитектурные работы, скульптуры таинственные, уникальные и привлекательные.

Наряду с Ангког (Angkor), Зава (Java), чамское искусство и скульптура считаются одним из трех лучших искусств в Юго-Восточной Азии. Изюминкой архитектуры Чампы и скульптуры являются храмы. Несмотря на влияние индийской культуры, эти работы по-прежнему демонстрируют свои нюансы местной культуры в Юго-Восточной Азии и классифицируются в такие стили, как Ми Шон (My Son), Ча Киеу (Tra Kieu), Донг Дыонг (Dong Duong), Хоа Лай (Hoa Lai), Бинь Динь (Binh Dinh).

Китайские материалы признали Чам людей мастером в области архитектуры и скульптуры кирпича [3c 136]. «По сей день, несмотря на многие исследования, техника строительства чамских храмов остается загадкой для архитектурной науки 20-го века» [4 c 143]. Помимо двух крупнейщих местах храмов в Мишоне и Донг Зыонге, во всем центральном районе Вьетнама от провинции Куанг Нам до Бинь Тхуан, есть 19 храмы с 40 небольшими и большими архитектурными сооружениями с 9 по 16 век.

Храм Чампы - это архитектурный блок, построенный из ярко-желтого красного кирпича из глинистого песка, смешанного с испеченным огнем, который подвергается воздействию сотен лет в южном центральном солнечном свете. Верхняя часть храма обычно имеет форму цветка и широко открыта. У большинства храма есть одна дверь, открытая к востоку. Квадрат с квадратом невелик, четыре стороны - толстые кирпичные стены, чтобы создать узкое пространство, так как пещера парит на крышу, что, по мнению ученых, является священной горой Меру – Индия. символи поклоняющиеся Шиве. Для храма в провильции Нинь-Туан статуя корова Капиля расположена у входа в храм, в самом сердце храма находится спкультур Муха - Линга (на линге есть лицо короли Клонграйи (12 век), Пораме (16 век). Вне малой башни к крыше, чтобы создать арку крыши.

Большинство на чамских башнях покрыты слоем плотных узорчатых мотивов. Резные, тщательно вырезанные цветы, птицы, танцы, божественное выражение на кирпичной стене за пределами четырех башен. С вершины башни угол башни, двери до деталей на колоннах, на арке - все кирпичные скульптурные шедевры.


В Тямпе представлены два основных типа скульптуры: большие скульптурные группы - пьедесталы и алтари - и произведения более скромных размеров (иногда барельефы, чаще горельефы) на досках опорных стел [2, C. 133].

2-hoa tiet trang tri dinh thap chien dan2. Искусство Украсьте на храмах Чампы

2.1. Украсьте сверху, крышу храма (башни)

Hộp văn bản: H. 1.1: Nóc tháp Chiên Đàn
Рис 1.1. скульптура на верху храма Чьен ДанБольшинство чамского храма построены на высоком холме. На самом вершине башни расположены религиозные символы. Искусство формирования пирамид имеет общие характеристики 3 этажей, небольшие вверх и вверх. В концепции Вед Вселенная делится на 3 уровня (земной, воздушный и небесный). Можно видеть, что вершина пирамиды символизирует небо как путь к небу. Украшение в верхней части башни принимает форму пирамиды с декоративными узорами в виде стилизованного цветка лотоса, большой четырехсторонней структуры

4-trang tri dinh thap 2внизу и маленькой, указывающей на голову большинства храмов. Чампа, прочный, но элегантный.

Hộp văn bản: H.1.2: Chóp nóc tháp Mỹ Sơn
Рис 1.2.. скульптура на верху храма Ми шонЧамские храмы Чьен Дан (Chien Dan) все еще сохраняется множество видов отделки башни, как показано на рисунке 1.1. Трехуровневая структура находится внизу и сужается к вершине, но этот мотив выглядит более богатым воображаемой кубической структурой. Нижний уровень устроен во многих сходных по форме мозаиках лотоса, которые неоднократно прекращаются, средний слой меньше нижнего уровня и устроен чередующимися орнаментальными мотивами и создает несколько слоев декоративного перекрытия. На друг друга также есть форма лотоса.

На верхним этаже имеет ту же форму лотоса, что и самый верхний лотос, а также имеет форму лотоса, которая повторяется чаще, чем нижняя, причем большая часть верхней части выполнена из каменного материала. Сверху донизу мотив украшает вершину каменной башни, довольно богатую текстурой по сравнению с украшениями на вершине башни в Ми шон (рис. 1.2).

Декоративные формы на крыше башни почти все имеют форму стилизованного цветочного огня, лепестки наклоняются вперед в четырех направлениях посреди маленьких и цветочных почек к небу, проходя через две сферы и человеческое царство. В конце концов, все небесные сферы следуют трехуровневой космической концепции чам-людей. Декоративный мотив на вершине башни уменьшает напряжение большого блока кирпичной архитектуры, создавая ощущение мягкости, сублимации, увеличивая мистический и священный характер башен Чампы.

2.2. Украсьте угол храма (башни)

Hộp văn bản: H 2.1: Mô típ trang trí góc tháp Mỹ Sơn
Рис 2.1.мотив украшения на углах храма Ми шон5-hoa tiet kien truc mi sonБольшая часть верхней части, за пределами четырех уголков башни, украшена красивыми блоками, напоминающими «уши» башни. Материал в основном каменный, инкрустированный кирпичом, и имеет много стилей и стилей с различными макетами, линиями и формами. Большинство декоративных мотивов в углу башни - это линии, которые создают изогнутую, симметричную, кривизну мягкую и плотную текстуру, более громоздкую, демонстрируя наследование искусства Индийский стиль, а также особенности местных художественных характеристик фермеров по выращиванию риса в Юго-Восточной Азии.

6-mi son va poklaung garaiУгловые отделочные блоки в башнях Мишона (My Son - рис. 2.1) сходятся больше стилей, то есть разнообразие макетов, линий, кубов. Выпуклая, мелкая глубина ткани как ритмическая вариация. Движения мотивов иногда очень поспешны (например, мотив а), но очень медленны в зачатии (мотив с). Формы как система связывают несколько кубов для создания непрерывного движения в кончике b и дают зрителю неожиданный разрыв в мотивах d. мотивов в этом мотиве.

Hộp văn bản: H 2.2: Tai tháp Mỹ Sơn và Po Klongirai
рис. 2.2. мотив украшения на уших Ми шон и ПоклонгирайНа первый взгляд можно почувствовать и посмотреть на сходство в мотивах, но чем дольше вы смотрите, тем больше вы будете думать о богатстве, но тем более последовательной темой. Трансформация визуальной техники для разъяснения предмета, который ремесленники вкладывают в свою работу. В плане формирования мотивы a, b, c на рисунке 2.1 более схожи по простоте и почти округлены. Но по мотивам он почти заострен в голове. Является ли это более четкой спецификацией, чем стилизованное изображение, которое привносит близость и знакомство с природным миром?

Сравнение декоративных мотивов башен Мишона (My Son) с угловыми украшениями на башне По Клонгрейи (Po Klongirrai) может четко идентифицировать сходство в дизайне углового оформления башни. Если декоративные мотивы на углу башни My Son почти симметричны по горизонтальной оси, декоративные мотивы башни По Клонг Гараи имеют движение и ритмический ритм в направлении развития сохраняющейся темы. (рисунок 2.2).

tam quan trong cua goc tapHộp văn bản: Hình 2.3: Điêu khắc tai các tháp Chăm Pa
рис.2.3. мотив украшения на уших храмов Чампы8-so sanh cac phong cachКривые, движущиеся из мотивов стиля Мишона, делятся одинаково, симметрично горизонтально на две стороны, делят каждую сторону из четырех мотивов и лишь слегка рассекают симметрию в начале рисунка. В то время как мотивы башни По Klongarai показывают ясные мотивы, горизонтальную симметрию, изменение ритма на количество левой части 5 пролетов и право четырех ритмов, составляющих наклонную симметрию. Изменение темпа и внешнего движения сильнее, чем у башней Мишона.

Hộp văn bản: Hình 2.4: Trang trí tổng thể các góc tháp
рис.2.4. мотив украшения на углах храмов ЧампыДекоративная вариация более эффективна при сравнении декоративных мотивов на ушах башен Мишона (My Son) и Фонг Ле (Phong Le). Если мотивы башен в Мишон движутся в плотном и непрерывном движении, в то время как декоративные мотивы в башне Фонга Ле более воздушные, более простые, менее запутанные, Временами вниз для создания гармоничных гармоник движения в линии и макете. Хотя структура обоих мотивов сходна по своей природе, а мотивы ориентированы вверх и наружу, они демонстрируют вариации в направлении развития скульптуры Чам. (с нескольких столетий) и в космосе (от провильции Куанг-Нам до провильции Нинь-Туана). Если устраиваете множество мотивы декоративных украшений на углу башни рядом друг с другом от Мишона (My Son), Фонга Ле (Phong Le), Чань Ло (Chanh Lo) , По Нагара (Po Nagar), По Клонг Гарай (Po Klongirai) до По Роме (Po Rome) (рис. 2.3), где мы также можем почувствовать изменение. структура, стиль декоративных мотивов. Помимо замысловатых мотивов угла башни с изогнутыми плотными кривыми, есть более простые, менее острые мотивы (например, серьги в По Риме), но они имеют общую цель. Украшенный в углу башни скульптурным искусством величественного святилища, просто нежная элегантность. Декоративные мотивы в углу башни расположены плотно, без страха, обнимают купол, чтобы создать красиво оформленные бархатцы и стиль башенной системы Чампы. (Рис. 2.4).

2.3. Украсьте корпус башни

Четыре кирпичные стены башни Чам - поистине уникальные скульптуры из кирпичного искусства. Это декоративная система из листа на лоб входной двери, ложная дверь, символ лотоса, геометрический узор обода, божественные статуи, толстая башня тела.

9-trang tri kien truc 2 copyСамым известным в искусстве отделки башни является стиль Мишон А1 (My Son A1). Этот стиль создает шедевры искусства украшения чамской башни. Стиль My Son A1 является продолжением стилят Донг Зыонг (Dong Duong) довольно тяжелым, но нежным (рис. 3.1) удачная башня хорошо сохранилась в районе Мишона.

Hộp văn bản: H.3.1: Trang trí thân tháp Mỹ Sơn A1
рис.3.1: мотив украшения на храмах Ми Шон A1На четырех сторонах башни есть много поддельных (ложных)  дверей симметрично с обеих сторон башни и двух сторон башни. Внутри поддельной двери стоял человек с задумчивым лицом. Обе стороны - арочные своды, украшенные множеством листьев. При просмотре с расстояния все эти декоративные мотивы создают гармоничное сочетание элементов между людьми и природой, очень впечатляюще, лотос подробно на каждой двери красивой имитации стороны. Помимо плотных столбов лозы, он повторяется ритмом снизу вверх. Приближаясь к ярким изображениям мотивов и мотивов. Еще более заметным является украшение на стене башни My Son A1 (рисунок 3.2). Это тип украшения с системой стен, чтобы расширить длину крыши.

Hộp văn bản: H 3.2. Trang trí thân tháp Mỹ Sơn A1
рис.3.2: мотив украшения на вне храмах Ми Шон A110-trang tri than thapСтройная форма, умеренно украшенная листовым рисунком, прокрутка в форме буквы S, соединенная друг с другом. Эти мотивы спаривания создают ритмические параллелизмы, иногда похожие на мотивы, украшенные в стене башни Khuong My, но здесь происходит внезапное изменение общей схемы паттернов, таких как окантовка, угол, ящик коробка. Эти столбы дают лестнице гармоничный баланс в построении мотива и создают пространство к высотам архитектурного искусства. С стилем оформления в стиле храмов Мишона A1 (My Son A1), чамские искуства скульптуры действительно получает новый пик. Элегантный, утонченныйб нежный в этой архитектуре впечатляет святилище как религиозной, так и разнообразной, либеральной. Это стиль наследования Донг Зыонг (Đong Duong), а также сочетание стиля Мишон Е1 11-trang tri tuong khuong my(My Son E1), Хоа Лай (Hoa Lai) и Биндинь  (Binh Dinh). Рядом с башнями находятся медитативные формы в форме две руки (Lokapala), спокойные уважаемые в светлых бутонах с небольшим куполом, скрытые в декоративном лесу в виде скрученной извилистой намотки на крыше башни. Стиль спкультры Мишон А1 - это новая эра в искусстве архитектуры Чампы, преемственность традиций архитектуры Чам и демонстрирует трансформацию и прорыв в процессе развития искусства чам на протяжении веков.

Автор Нго Ван Доан в «Мишон - Святой Земли» обнаружил, что искусство, оформленное в стиле Мишон, имеет 5 характеристик:

Hộp văn bản: Hình 3.3. Họa tiết trang trí tường tháp
рис.3.3: мотив украшения на стене храмах- Украшенные круглые рулоны, плотные (по мнению исследователей, на эти декоративные мотивы влияет древнее искусство За Ва (Gia Va) - Индонезия.

- Напорная головка имеет зазор, который входит в декоративную полосу и разделяет две стороны колонны на две аналогичные детали.

- Между двумя столбами обрамлены выступающие и сформированные как люди, стоящие или катающиеся на слонах.

- У бахромы две небольшие секции и перфорация.

- Угол зрения (каменные украшения в углу башни) перфорированы и имеют светлый вид [5, c.119].

2.4. Украшение ноги храма (башни)

Оформление ноги башни появилось много раз во время формирования и развития декоративного искусства на башнях храма от провильции Куанг-Три до Бин -Туана, в основном сочетание природных мотивов, таких как наконечник ткани формы цветы, почки лотоса, лепестки лотоса, внутри - статуя человека, молящегося (Локапала).

Hộp văn bản: Hình 4.1. Họa tiết trang trí đế tháp Hoà Lai
рис.4.1: мотив украшения на ногах (внизу) храмах Хоа Лай13-trang tri chan thap 412-trang tri de thap 2Большинство из этих мотивов сосредоточены в стилях Мишона (Мy Son), Донг Дуонг (Dong Duong) и Хоа Лай (Hoa Lai). Башня Хоа Лай (рисунок 4.1) украшена комбинацией кирпичных и каменных материалов. Около 40 см до 80 см ниже основания башни украшено рельефами, прикрепленными к внешнему и дальнему расстоянию, изменяя размер формы в виде длинных секций, чтобы избежать повторения. Скульптура каменого слона в квадратной рамке является изюминкой для ритмических масс в архитектуре.

Hộp văn bản: Hình 4.2. Trang trí đế tháp Mỹ Sơn B6
рис.4.2: мотив украшения на ногах (внизу) храмах Ми Шон Б6Около 20 см выше (80 см - 100 см) представляет собой декоративное пространство для стилизованных стилизованных цветочных узоров и расположенных вместе для формирования нерегулярных биений, близких ритма, ритма, короткого ритма, Длинные ритмы, чтобы создать мелодическое уклонение от расточного украшения бара.

В стиле скульптуры внизу (ноги) башни в Мишон мы видим мотив узора лотоса, выполненный в виде реплики, которая напоминает рисунок стопы (рисунок 4.2). Это своего рода организация для украшения валентности декоративными мотивами ритмичным способом, который имеет разнообразную тему творчества, но по-прежнему соответствует правилам визуального искусства. По сравнению с рисунком 4.1 в стиле Хоа Лай украшение стопы стиля Мишона  очень отличается. Если украшение внизу башни Мишона стиль ритмично, тон стиля украшения башни стиль Лай Лай сильнее; простой абзац с закрытым абзацем.

Как и у храма Мишона, декоративный мотив внизу башни на башне По Нагар в Ня Чанге (рис. 4.3) более насыщен деталями в каждом мотиве формы лотоса по закону симметрии, но в строке Сама модель создала движение с изменением формы. Средняя часть талии округлена и округлена вверх в форме формы лотоса. Кривая является выпуклой, вогнутой, большой, малой, создавая разновидность, статичную, динамичную, изогнутую, но сильную, рядом с квадратным углом есть вариация в угловом узоре. Если посмотрите внимательно, мы видим, что всякий раз, когда появляются стрелки направления, появляются стрелки направления, создающие изменение направления непрерывности в линии фигуры. Это изменение макета с ритмом, гармонией, плавными линиями.

Hộp văn bản: Hình 4.3. Trang trí đế tháp Po Nagar
рис.4.3: мотив украшения на ногах (внизу) храмах По Нагар14-trang tri chan thapВ отличие от храма Мишона или храма Понага в Ня Чанге, декоративный мотив башни в Чиен-Дэн в Куанг Нам очень отличается (рисунок 4.4). С каменом материалом и относительно симметричным расположением, художники Чампы включают азиатскую голову слона в цветы и листья лотоса, сочетая гармоничное сочетание природы и духи. Этот типы макет создает, в частности, живую и разнообразную декоративную художественную башню, создающую устойчивость, гармонию и святость для башни. Декоративные элементы башни с танцорами, музыканты представлены в основном в башне к югу от башни Чиен-Дан. Декоративный мотив башни демонстрируется в Чиен-Дэн (рис. 4.5). Это выражение художественной жизни в династиях Чампы. Танцоры в одном направлении с унификацией осей и осей в наклонной симметрии, но с нарушением закона, изменяя движение руки и головы, а не жесткую классическую макет симметрии.

15-hoa tiet trang tri de thap chien dan 2На башне Хыонг Ми в провильции Куанг Нам (рис. 4.6) мотивы украшают здание на нескольких перекрытиях этажей, используя камни и терракоту. Наверху это орнамент симметричных цветочных мотивов симметрично через изображение змеи Наги. Ниже представлен декоративный мотив с относительной симметрией, почки лотоса появились со многими декоративными линиями, несущими стиль скульптура храма Мишон. В середине есть скульптура обезьяна, танцующая.

Hộp văn bản: Hình 4.4. Trang trí đế tháp Chiên Đàn 1
рис.4.4: мотив украшения на ногах (внизу) храмах Чьен Дан 1Шаблоны, извилистые завитки, но очень упорядоченные во многих направлениях во время входа, в момент создания гармоничного и живого, демонстрируя гениальность, глубокое и тонкое искусство как и древний чампы в творчестве. С 2002 по 2008 год в храме Хыонг Ми (Khuong My) нашли также показал множество артефактов башни с различными декоративными мотивами (Рисунок 4.7). Под текстуры лозами вокруга, в основном танцующие обезьяны,  и демонстрирующие силу своего рождения, постепенно поднимаются слева направо. Эти изображения расположены не в жестко повторяющемся расположении, которое поддерживает только расстояние повторения ритма (каждая группа имеет только три 16-hoa tiet trang tri de thap khuong mi 2обезьяны). Все эти симуляторы развиваются, это мотив, выражающий индуистские убеждения, отношения между человеком и божественным, через идолопоклонство, олицетворяли Hộp văn bản: Hình 4.5. Trang trí đế tháp Chiên Đàn 2
рис.4.4: мотив украшения на ногах (внизу) храмах Чьен Дан 1богов.

 

 

 

 

 

3. ВЫВОД

Большинство башен Чампы покрыты экстерьером довольно декоративного плотного слоя, характерного для башен в реликвах Мишона , башнях Чьен-Дан, Хыонг Ми, Канх Тьен, По Нагаре , По Клонгирай, По Роме. Нелегко наблюдать, анализировать и ощущать декоративные мотивы и мотивы, выгравированные на теле башни, поскольку это произведения высокого художественного искусства, сопровождаемые декоративными мотивами. является выражением священного в каждом изображении, линии, форме. Видимые чамские художники  вскоре овладели искусством скульптуры, сочетающей камень и кирпич, новое открытие в уникальном создании Чампы в многих веках назад. ирпичные и каменые скульптуры на башне Чампы оставили позади великие произведения искусства, которые не так-то легко обнаружить идеи художников десятилетиями назад положите, которые от их талантливых руках.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров А. О. Политическая история Центрального Вьетнама во IIVIII вв.: Линьи и Чампа. – М.: Институт востоковедения РАН, НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», 2015. - 160 с.

2. Ана – Валери Швейер. Древний Вьетнам, научно-популярое издание, (гиды цивилизация), издательство "вече"- москва 2014.-399 с

3. Groslier. B (1961) Indochine, Carefour de arts, Pari, 1961.- 436 c.

4. Ngô Văn Doanh, Văn hóa cổ Chămpa, Nxb Văn hóa dân tộc, Hà nội 2002.- 459 c

5. Ngô Văn Doanh, Thánh địa Mỹ Sơn, Nxb Văn hóa dân tộc.- 268 c

 

Фан Куог Ань, к.и.н. PhD (культурология)

Кафедра алтаистики и китаеведения
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

+79046733068; phanquocanhmusic@gmail.com

 

văn hóa học

Đăng nhận xét

Mới hơn Cũ hơn